СОВЕТ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Матричные методы дают высокую адекватность оценки

                      Для характеристики возможности и способности предприятия использовать свои преимущества в процессе создания продукта и его реализации  по сравнению с конкурентами часто используют методы оценки, инструментом которых является матрица. В качестве объекта рассмотрения берут производимый товар, технологии  или услуги. Матричный метод оценки конкурентоспособности апеллирует не со статическими данными, а с показателями в их динамическом развитии. В основе метода лежит  теория жизненного цикла, применимая ко всем товарам и услугам. Согласно данной теории любой товар с момента создания проходит определённый путь: стадию внедрения, рост, насыщение рынка и спад спроса. Динамические показатели позволяют оценить занимаемую долю на рынке на разных стадиях жизненного цикла. Метод появился благодаря развитию стратегического маркетинга во второй половине двадцатого века. Матричный подход отличается наглядностью и даёт представление о реальном положении предприятия, товарах и конкурентах.

                                       

Суть рассматриваемого метода

Матрица представляет собой таблицу элементов, упорядоченных по вертикали и горизонтали. Для анализа обычно используют два показателя: увеличение ёмкости рынка и относительную долю продукта на рынке. Чем больше доля товара на рынке, тем выше его конкурентоспособность. Методы оценки на основе  матрицы разработаны несколькими учёными, среди которых специалисты «Бостон консалтинг групп». Их матрица создана на основе системы координат. По горизонтали ( по столбцам) частица производителя на рынке, а по вертикали ( по строкам) увеличение ёмкости рынка. Матрица БГК широко применяется консультантами, но кроме неё существует множество матричных моделей, которые можно использовать в качестве инструмента для анализа деятельности предприятия: матричный метод  Портера, матрица «привлекательность / конкурентоспособность», матрица «стадия развития рынка / конкурентное положение» и другие. Американские маркетинговые фирмы широко используют матричный метод для оценки уровня привлекательности на рынке экспортёров. Следует отметить, что эффективность метода зависит от достоверности данных об объёмах производства, показателях реализации и других. Метод обеспечивает высокую репрезентативность за счёт рассмотрения динамических показателей.  

                                  

Порядок проведения оценки

Предприятие имеет множество характеристик. Для того, что бы провести анализ необходимо привести свойства и характеристики в однородные группы. Алгоритм оценки включает в себя следующие пункты:

  • Формулировка цели проведения оценки;
  • Определение области, которая подлежит анализу;
  • Определение сравнительной базы;
  • Определение показателей в динамике;
  • Анализ и оценка характеристик;
  • Определение интегрального обобщённого показателя конкурентоспособности;
  • Выводы.

 

Матричные методы дают высокую адекватность оценки, что является их основным преимуществом относительно других способов оценки. Методика основана на использовании группы факторов, которые обуславливают ситуацию в отрасли и конкурентоспособность предприятия в данном сегменте рынка. При наличии достоверной информации итогом работы является качественный и наглядный анализ положения компании. К матричным методам относится SWOT-анализ, позволяющий объективно оценить ситуацию внутри предприятия и на рынке. Метод позволяет оценить возможности и построить цепочки, на основе которых формулируется стратегия успешного развития предприятия.