СОВЕТ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Актуальные проблемы современного образования в России

 

Почему у нас не получается по-иностранному

 Проблема уровня образования в России

Россия – самая просвещенная и самая мудрая страна в мире, кажется, спорить никто по этому вопросу не собирается. Наш менталитет очень своеобразный – мы долго запрягаем, но, если делаем что-то, только в лучшем виде. Это не самолюбование, отнюдь. Сложившийся веками менталитет определяет суть народа – русский человек ищет решение проблемы сам, зачастую даже не открывая учебников и пособий. Понятно, что в современном мире без знаний далеко не уйдешь, и именно тут и «нашла коса на камень».

Прививаемый стиль обучения детей, перенятый без адаптации к менталитету, не дает результатов. Последние семьдесят лет бесплатного, но совсем не бестолкового типа обучения складывался на основе не-капиталистического образа мышления, а все супер-современные программы обучения строятся по типу зарубежных аналогов. Вспомните историю – Великий Петр насаждал немецкий тип жизни и образования, испокон веков то, что было «за бугром», считалось лучше и красивее. Но зарубежные модели нам просто не подходят ни в жизни, ни в экономике, ни в образовании. Социалистический тип мышления, укорененный в мышлении народа страны, так просто, одним решением «сверху», не удаляется, мы не совсем соответствуем западной модели, тем более, заокеанской.

 

Почему не выбран японский стиль обучения – ведь по всем показателям уровень промышленности и экономики в Японии очень высокий, значит, и образование должно быть качественным. Но мы не смотрим на Восток, исторически со стороны Монголии, Китая и Японии всегда ощущалась агрессия, да и менталитет абсолютно нам не подходит – мы не созерцатели, а созидатели.

 

Выбрана западная модель, которая как бы должна улучшить экономику, вывести ее на высокий уровень. Никто и не старается искать свои пути развития, четко учитывающие менталитет народа.

 

Статистические данные можно почерпнуть из отчетов министерства образования, отталкиваться от них неразумно, это просто подведение итогов, а не поиск проблемы. Говорить о системе образования в Японии бессмысленно – она уникальна и не может служить образцом для подражания, потому что все опять-таки упирается в менталитет, адаптировать эту систему образования не смогли нигде, но оставим японцев в покое, пусть учатся так, как у них принято.

 

Скачивать чужие модели проще

 

Почему же мы все-таки ищем западный образец для подражания, не стараемся усовершенствовать свой, не ищем оригинальные пути развития. Видимо так проще – скачать чью-то модель и подстраиваться под нее. Но чужую рубашку не наденешь, пусть это звучит примитивно. Нам не подходят системы образования Америки и Европы, мы умеем думать. Посмотрите сами, какие книжки читают в детстве детишки – примитивные комиксы или сказки с глубоким смыслом? Почему исчезли с экранов телевизоров добрые мультипликационные фильмы, старавшиеся учить детей добру и взаимопониманию, а появились совершенно неудобоваримые «лунтики»? Почему дети общаются при помощи заимствованных из английского языка слов, посылают друг смайлики, играют в квесты, желают друг другу хэппи викэнд. Куда исчезли из русского языка понятные слова? Это не решение проблем образования, но тоже одна из составляющих его частей. Мы слишком быстро стараемся впитывать в себя, как губка, все, что прижилось «за бугром», а это плохо.

 

Какие сказки все-таки рассказывают своим малышам молодые мамы и какие песенки они поют им на ночь? А ведь именно с этого и начинается образование. Гораздо проще включить пресловутый телевизор и посадить перед ним ребенка, чтобы он следил за примитивными разговорами «лунтиков», а не посвящать воспитанию хотя бы полчаса перед сном. Взять в руки сказки Корнея Чуковского труднее – их уже и нет на прилавках книжных магазинов. Может быть, именно в этом первопричина падения уровня образованности наших детей? Мы много приобрели с появлением зарубежных комиксов, но почему-то задвинули куда-то далеко, за печку, свою русскую литературу.

 

Несколько слов еще и про игрушки, - да, хорошо, что есть конструкторы типа «лего», они чудесно собираются в интересные конструкции. Но у нас также были конструкторы, состоявшие из небольших металлических пластинок и винтиков-шурупчиков. И модели собирались гораздо сложнее, чем можно сложить из «лего» - с моторчиками, движущиеся, умные. Наши куклы ничем не хуже американской Барби – матрешки и красивее, и экологичнее. Но мода диктует свои условия, теперь у каждой девочки есть кукла Барби, а у мальчика робот-трансформер. Не буду осуждать торговлю, пусть у детей будет все, пусть они развиваются быстрее, будут умными и талантливыми. Но так хочется, чтобы перед сном они играли в шашки, а не в «монополию», чтобы знаменитое русское лото не было только рекламным шоу.

 

Мы перешли на уровень «тестовых знаний»

 

Но все это как бы отступление от основной темы. Именно с приходом тестовых экзаменов школьники стали малограмотнее, теперь, чтобы получить хорошую оценку на экзамене, нужно просто выбрать ответ, а не писать сочинение. Появились «решебники» также предлагающие выбрать правильный ответ, а не думать над задачей. Почему-то не стало даже учебников, писать умные работы по предмету не нужно, уровень знаний определяется не по количеству написанных учеником творческих работ, а по количеству правильно выполненных тестов. То, что ученики сегодня сидят за умными компьютерами – это отлично, но автоматическая программа показывает описку в неправильно набранном на клавиатуре слове, пропал предмет «чистописание» - он не нужен! Теперь наши дети действительно пишут, «как курица лапой», а чтобы сдать тестовую работу по иностранному языку пользуются автоматическими переводчиками. Стали ли они умнее? Скорее всего – нет, потому что уметь пользоваться приборами и использовать их возможности можно научить, простите, и обезьяну.

 

Плохо, что за правильное и хорошо продуманное образование детей теперь приходится платить, даже с самых первых классов. Происходит расслоение общества на классы, и чем дальше, тем быстрее. Мы слишком быстро впитываем в себя капиталистический образ мышления, еще не сняв с себя привычный облик, уже натягиваем поверх новую личину.

Для русского человека думать – это нормально, это естественно. Почитайте анекдоты про то, как подходят к решению самых простых вопросов представители разных национальностей! А ведь анекдоты - это квинтэссенция понимания и юмора. Никто, кроме русского человека, не думает, а ищет вокруг себя приборы и приспособления, только мы сразу начинаем искать решение. Скажете – примитивное сравнение? Просто хочу вернуться к тому, с чего все начиналось – принимая любую систему образования, какой бы перспективной и разумной она ни была, стоит ставить упор на менталитет, то есть на то, что мы умеем думать. Так что никакие зарубежные шаблоны – японские, европейские, американские в их «чистом» виде для нас не годятся.