СОВЕТ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Каким образом образование влияет на конкурентоспособность страны

Влияние образования на конкурентоспособность России 

Система образования является неотъемлемым звеном в процессе развития страны. Именно здесь рождаются новые кадры, и воспитывается молодое поколение. Система обучения в России насчитывает более тысячи учебных дошкольных, средних и высших учреждений.

Важно отметить, что на конкурентоспособность страны влияет уровень образования, особенно в сфере менеджмента. Широко применяется основная всемирная методика ВЭФ, которая помогает составить рейтинг между странами.

 

С 1995 года Россия также соревнуется в уровне конкурентоспособности с другими странами-участницами, постепенно поднимаясь вверх. Ведь в самом начале наша страна занимала последние места в рейтинге и оставалась там пару лет подряд. Но с 2000 года конкурентоспособность начала повышаться. Сегодня, по оцениванию методики ВЭФ, Россия находится в середине списка. В рамках проработки анализа стран Форум изучает как факторы, связанные с уровнем и качеством образования влияют на эффективное производство и на уровень активности инновационных систем. Выделяются три стадии развития экономики стран, которые характеризуют процесс развития:

 

  1. Стадия влияния базовых факторов экономики. Затрагиваются критерии: низкооплачиваемая рабочая сила и запасы природных ресурсов.
  2. Стадия, указывающая на влияние инвестиций, а также показывающая эффективность стандартных услуг и товаров в производстве.
  3. Стадия создания инновационных услуг и продуктов благодаря новейшим технологиям.

 

Из вышеперечисленного можно сделать вывод: страны, имеющие низкие показатели индекса и уровень в методике ВЭФ, относятся к первой стадии, а те, которые имеют более высокие показания – ко второй и третьей.

 

Уровень образования определяется при помощи основных факторов:

  • Здоровье и первоначальное образование. Фактор основополагающих требований;
  • Последующее образование (среднее, высшее, специальное). Фактор, который повышает уровень бизнес – среды.

 

Высокие показатели высшего и профессионального образования имеют большое значение для тех стран, которые уже достигли высокого уровня экономического развития, и теперь хотят двигаться дальше, выбрав инновационный путь. Современная глобализация сферы экономики нуждается в использовании квалифицированных специалистов, которые смогут без труда приспособиться к быстро изменяющейся среде.

 

По критерию оценивания уровня переподготовки профессиональных умений работника Россия занимает последнее место. Поэтому проблема по образованию комплексной системы беспрерывного образования является очевидной. При этом обучение всем важным элементам инновационного менеджмента нужно осуществлять как на базе среднего, высшего, так и специального образования. Уровень мероприятий по маркетингу в сфере продвижения продуктов высоких технологий – главный показатель того, в каком состоянии находится экономика государства.

 

По данным исследований международного форума Россия по уровню конкурентоспособности уступает некоторым странам только потому, что не имеет достаточного развития маркетинга и с малой эффективностью продвигает товары научных исследований на мировом и отечественном рынках. Такое положение достигнуто вследствие таких моментов:

 

  • Мало запатентованных разработок отечественного производства;
  • Недостаточно опыта в области маркетинга;
  • Дефицит высококвалифицированных работников по вопросам продвижения продукции;
  • Недостаточно умений в процессе управления данной деятельностью.

 

Все эти факторы приводят к тому, что возможности Российской научной и производственной сферы не используются в полной размере, что задерживает нашу страну на низком уровне конкурентоспособности. Избавиться от перечисленных проблем можно при разработке и введении непрерывного обучения менеджменту в области инноваций на всех уровнях образования.